Творческое объединение "Новая Волна" |
||
"Мощный смотрит в будущее, подняв меч". Выпуск №1 Д.И. Озолс, член Правления Латвийского отделения МЦР, Рига "СТРОИТЕЛИ И ВОИТЕЛИ, УКРЕПИТЕ СТУПЕНИ. ЧИТАЮЩИЙ, ЕСЛИ НЕ УСВОИШЬ, - ПЕРЕЧТИ, ПЕРЕЖДАВ" Ошибочно было бы только критиковать весь нынешний и предыдущий период и искать одни только ошибки. Следовательно, согласно закону комплиментарное, есть в сегодняшней ситуации много положительного и поучительного. По крайней мере, многие "друзья" сняли маски. Размышляя о проблемах, которые явились причинами симпозиума, на ум пришли две мысли: первая - что, вероятно, похожие причины и ситуации были и в довоенном Рериховском движении, связывающие нас с 1930-ми годами; вторая - что ответы на вопросы лежат на поверхности, на самой первой странице первой книги. Все уже было предвидено Великими Учителями. Первая книга Учения "Зов" начинается со слов: В Новую Россию Моя первая весть. Ты, давший Ашрам, Ты, давшая две жизни,— возвестите. Строители и воители, укрепите ступени. Читающий, если не усвоишь,— перечти, переждав. Сужденное не случайно, и листы упадают ко времени. Но зима — только вестник весны. Все открыто, все доступно. Я вас замкну щитом— трудитесь. Я сказал. Эти строки отвечают на некоторые вопросы, особо актуальные сегодня. •
Куда
дана первая весть? — Есть ответ тем, у кого перед • Кем дана? — Есть ответ тем, кто ищет еще какие-то источники и альтернативы. • Как применить эту весть? — "Строители и воители, укрепите ступени". Сначала строим, потом построенное надо защищать, и, конечно, мы сегодня собрались тоже для того, чтобы защищать построенное и чтобы ступени укрепить для дальнейшего восхождения. И как нам это сделать — тоже сказано: "Читающий, если не усвоишь, — перечти, переждав ". История повторяется. И тогда, в 1930-е, и сегодня мало усвоивших. Чтобы прикоснуться, надо дорасти до известного уровня, и тогда прикосновение Учения делает на некоторое время из нас факелы. Ведь первый импульс дан на уровне нашего сознания, но потом каждая страница восходит, призывая нас расти. Если мы не выполняем Указы и изученное не применяем в жизни, происходит разрыв между духовным развитием человека и глубинным смыслом Живой Этики. Нам кажется, что уже долгие годы изучаем и растем, но на самом деле растет только наше самомнение и амбициозность. Размышляя
о циклах и причинах, выявилась
любопытная картина. 1922 г . — мощный импульс — рождаются рериховские учреждения; проходит два семилетних цикла - в 1936 году сражение М. с иерофантом тьмы; до этого предательство Хоршей; потом проходит малый трехлетний цикл - 1939 год - начало второй мировой войны. В 1988 году опять возникает мощный импульс - возрождение Рериховского движения; опять проходит два семилетних цикла - в 2002 году - сражение за сохранность наследия; до этого - предательство "Сферы". По аналогии теперь следует трехлетний цикл. И что нас ждет? Что будет дальше? Когда человек болен, он обычно надеется решить свои проблемы каким-то необычным путем, и весьма неохотно, подчас даже агрессивно реагирует на попытку намекнуть, что его болезнь решается простыми, всем известными способами: либо правильным питанием, либо воздержанием от общеизвестных вредных привычек, либо воздержанием от зависти, корысти, раздражения и других разрушительных чувств и мыслей. Человек охотно принимает чужестранные микстуры, таблетки, занимается медитацией, обращается к помощи магии — все, что угодно, только чтобы не устранять истинную причину своего недуга. Борьба с последствиями, не устраняя и не понимая истинных причин болезни, похожа на несение воды в решете. Видится эта общечеловеческая проблема и в наших рядах. Неприменение Учения в жизни приводит к сложностям и предательству, то есть к болезни. Мы с вами удивительно счастливые люди, потому что стоим у Источника Истины, еще никем не замутненного. Такой возможности через какое-то время уже может не быть. Пить из чистого родника знания сегодня — это великий дар судьбы, не оценить и не воспользоваться этим есть просто животная тупость. Чтобы найти причину сегодняшних проблем, надо понять задачу движения. Может быть, непонимание задания вызвало сбой стройного продвижения или, может быть, у нас симптом возраста? Два семилетия? Теософское общество и этот срок не дотянуло. Оно тоже было основано 1888 году. А может быть, просто нужно менять направление деятельности, наполнить другим содержанием — как об этом сказано в книге "Община", § 261? Рерихи неукоснительно выполняли конкретные и определенные задачи. Принятие Истины из Высокого Источника и распространение этих сокровищ в современных формах выражения доступными средствами. Заложение магнитов. Создание механизма защиты Культурных и Духовных ценностей. А также сохранение и сокрытие той части истины, которая еще преждевременна в силу несовершенства нынешнего человечества. Вот те великие задачи, которые были выполнены. Какие же задачи доверены нам? Наверное, это: •
сохранение наследия в
первозданной чистоте; •
изучение его; •
применение в жизни; •
защита доверенных лиц и фокуса
движения. И тут, на наш взгляд, можно увидеть причину сегодняшнего состояния. У нас хромает и изучение, и применение, и защита. И мы мним, что если нам доверили прикоснуться к Источнику Света, то мы уже готовы его нести остальному миру, учить всех и каждого, осуждать, и т. п. Мы любим говорить о Культуре, о защите Духовных ценностей, но являемся ли мы на самом деле источниками и носителями этих высоких понятий? Именно в незнании и, соответственно, в неприменении основ Живой Этики и кроется причина сегодняшних проблем Рериховского движения. Неспособность оценить важность Иерархического принципа, непонимание значения Сроков, неуважение Указов и другие откровения невежества стоят преградой на пути Восхождения. Представленная схема, на наш взгляд, дает каждому возможность ясно понять, на каком уровне он находится. Степени познавания* 12 — создатель 11 — сотрудник начал 10 — пустынный лев (Будда) 9 — лампада пустыни (любовь, сострадание и знание излучает духовный свет) 8 — мощный (чистота и знание дает власть над материей) 7 — меченосец (становится воителем и защитником Культурных и Духовных ценностей) 6 — претворяющий (применяющий в жизни Учение) 5 — припоминающий (чувствует, что Учение находит отклик в глубине души) 4 — внемлющий (изучающий) 3 — стучащийся (нашедший, интересующийся) 2 — озирающийся (ищущий разные учения, кружки и т.д.) 1 — встревоженный (30 лет прошло и не видно смысла?!) (жизнь
без смысла) * Представленная таблица с комментариями автора (в скобках) составлена на основании § 107 Агни Йоги. Учение прежде всего дано для нашего внутреннего преображения. Но у нас очень много внешних мероприятий, деятельности без четкого и качественного внутреннего содержания, часто просто суеты. И это содержание не зависит от нашего образования или ученых степеней, или просто от начитанности, но зависит от способности вместить основы любого Духовного Учения, в том числе и Учения Живой Этики, от способности бескорыстно трудиться ради усовершенствования общего уровня Культуры и Духовности. Чтобы провести культурное мероприятие на достойно высоком уровне и достичь желаемого результата, организатор и инициатор должен сам быть истинно Культурным и Духовным человеком. Необходимо укрепить ступени нашего восхождения, надо вернуться к первым книгам учения и применить к жизни, иначе уподобимся слепому, ведущему слепых. Выводы •
Нам видится, что нужно
переставить акценты на внутреннее
качество движения, тогда и внешняя
деятельность наполнится достойным и
эффективным содержанием. Нам вряд ли
нужна дешевая популярность или
погоня за формальными галочками в
отчетах. •
Нам думается, что слишком
просто сегодня стать членом Рериховского
движения. Очень много у нас инертной
массы любопытствующих
непротивленцев и зевак, присвоивших
себе высокое
имя "рериховец". Чтобы поставить
правильный диагноз,
необходимо сурово смотреть правде в
глаза и обязательно называть вещи своими
подлинными именами. Низкий уровень
требований к членам движения породил
то, что в наших рядах очень много людей,
которые не прочь поговорить о гармонии,
культуре, духовности и особенно о
некоторой избранности и о феноменальной стороне
Учения, но которые по существу не понимают основной цели Живой Этики.
Такие люди даже не желают
думать о борьбе с самостью,
предрассудками, милыми привычками, страстями,
ленью и другими проявлениями нашей полуживотной природы. Теперь как
никогда столь очевидно,
что во многих случаях вся эта часто
несерьезная и пестрая публика своей
инертностью мешает реализации
подлинных задач движения и своим невежеством
создает ситуации, компрометирующие
Высокие Имена. Слишком много сил и
времени тратится на
удовлетворение любопытства зевак и
непротивленцев, которые толпами идут на каждое
рериховское мероприятие.
Нужно находить способы избавляться от
такого балласта и не медля. •
Нужно найти способ юридически
закрепить символику и название
движения. Это многое облегчит. •
Нужно учиться грамотно
обращаться с информационным пространством
движения и умело пользоваться этим
рычагом. "В жизни каждого содружества бывает положение, когда развитие по одному направлению может вредить следствию. Тогда руководитель должен найти путь новых задач достаточно широких, чтобы поглотить трение. Не будем называть трение соревнованием или худшими именами. В опасных проливах корабли идут поодиночке, также в развитии общины могут быть надобности расчленить движение участников. Вместо возможного вреда получится овладение новыми областями. Когда набухают мышцы, умейте дать выход энергии. Если не предупредить тесноту движения, то обеспечена рознь. Явление разнообразия задач необходимо, иначе столкнутся силы растущего сознания. От руководителя зависит не обратить полезные силы в банку скорпионов. По счастью, очередных задач так много, что не трудно направить силы на неотложное задание. Часто нарастание сил смешивают с антагонизмом. Часто вместо спокойного использования возможности раздувают уголь ненависти. Советую всем содружествам не пропустить этого психологического момента и дать вовремя новое задание. Чую, как можно избежать осложнений при ручательстве победы самыми практичными методами. Учение действительности должно отвечать объему сложности течения эволюции. Явление новых мировых построений должно быть прочно защищено" (Община, 262).
«Все большие дела слагались не толпами, но отдельными сильными личностями, и время отберет их. Много позванных, но мало избранных». /Елена Рерих, 17.12.30/ |
||