Творческое объединение "Новая Волна" |
||
"Мощный смотрит в будущее, подняв меч". Выпуск №1 О.А. Лавренова, старший научный сотрудник научного отдела МЦР РЕРИХОВЦЫ О РЕРИХОВСКОМ ДВИЖЕНИИ: АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Для того чтобы понять, что же думают о Рериховском движении представители рериховских организаций и отдельные люди, старающиеся строить свою жизнь на основах Живой Этики, в ходе подготовки симпозиума были разосланы анкеты, содержащие семь следующих вопросов: 1.
Что сегодня представляет собой
Рериховское движение? 2.
В чем его сила и слабость? 3.
Каковы, по Вашему мнению,
наиболее актуальные задачи
современного Рериховского движения? 4.
Как Вы представляете
возможности и пути оздоровления
Рериховского движения? 5.
Какова, по Вашему мнению, роль
МЦР в современном Рериховском
движении? 6.
Какова роль Вашего общества в
современном Рериховском движении? 7.
Что Вы ждете от симпозиума? На заданные вопросы ответили практически все организации, принявшие участие в симпозиуме. В ответах содержалась очень интересная информация, которая свидетельствует о состоянии Рериховского движения, степени его идентификации и самоосознания в современной ситуации. В соответствии с полученными ответами складывается следующая картина самоопределения Рериховского движения. Что сегодня представляет собой Рериховское движение? По мнению респондентов, в глазах современного общества принадлежность к Рериховскому движению лиц и организаций определяется использованием имени Рерихов и разработанной ими символики. Это наносит вред репутации движения, так как все чаще появляются люди и организации, имеющие весьма слабое представление о философской системе Живой Этики и наследии Рерихов, прикрывающие великим Именем свои неблаговидные дела. Как отметили участники симпозиума, философско-этической основой Рериховского движения является учение Живой Этики. Цели Рериховского движения: культурно-просветительские, воспитательные, а также утверждение в современном культурном пространстве эволюционно-энергетического мировоззрения. Что же касается структуры движения, то в большинстве ответов присутствовало мнение, что пока оно очень разнородно. Было также высказано соображение, что на современном этапе движение представляет собой аморфную массу. Но тем не менее само движение имеет мощный потенциал, который заключен прежде всего в его философско-этической основе, и, если этот потенциал будет востребован самим движением, оно может и должно стать культурообразующей силой. В данном контексте ведущей организацией на этом Пути признается Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха (МЦР). И это знаменательно. В представлении рериховцев здоровые силы Рериховского движения являются очагами Света, которые в своей совместной работе объединяются в энергетическую батарею. В числе имеющихся ответов прозвучало также мнение о том, что движение не только аморфно, но и не имеет единого центра. С одной стороны, существуют разрозненные замкнутые группы, и есть группы, тяготеющие к различным центрам. Наряду с МЦР в качестве центров притяжения, назывались нью-йоркский музей Николая Рериха, СибРО, Самара. Попытка осмыслить современное Рериховское движение, отстраняясь от морально-этического и содержательного контекста "центров притяжения", свидетельствует об отсутствии четкой определенности в сложившейся ситуации. В чем сила Рериховского движения? В большинстве своем респонденты ответили, что прежде всего это — философское учение Живая Этика, жизненный и духовный подвиг Основателей движения, стремление изменить мир к лучшему, а также единство цели и согласованность действий участников Рериховского движения, быстрое и достойное реагирование на все выпады в адрес Рерихов и Международного Центра Рерихов как организации, выполняющей волю Рерихов. Во многом это потенциальная сила Рериховского движения, которая далеко не полностью реализована. В числе сильных сторон Рериховского движения называлось творческое и деятельное сотрудничество рериховских организаций с МЦР и между собой, особо отмечалась широта географии этого сотрудничества. Слабость Рериховского движения прежде всего в несоответствии деятельности рериховских организаций заветам Рерихов. Как самая недостойная особенность Рериховского движения названо игнорирование Обращения С.Н. Рериха к рериховским организациям и невыполнение его заветов. Очень большое значение имеет человеческий фактор, который ослабляет Рериховское движение изнутри. Слабость — в разобщенности и демонстрировании себя в Учении, а не Учения в себе. В числе серьезных проблем, ослабляющих Рериховское движение, названы учительство, невежественность, замкнутость на себе, непротивление злу, отсутствие самостоятельной твердой позиции, отсутствие творчества и самодеятельности, пассивность, неумение быть оперативным, маргинальное мышление, замкнутость на собственных местных проблемах, неумение и нежелание жить и работать в реальных экономических условиях, но особенно — поверхностное понимание основ Живой Этики, слабое знание трудов Рерихов. Как слабость движения было названо неумение творчески использовать на местах энергию и информацию международных общественно-научных конференций, ежегодно проходящих в МЦР, встреч, организуемых Международным Советом рериховских организаций. Каковы наиболее актуальные задачи современного Рериховского движения? В большинстве ответов прозвучало: "Нести Имя Рерихов выше высшего". Именно поэтому многие организации, участвующие в опросе, назвали защиту имени и наследия Рерихов своей основной задачей. Эта основная задача по-разному реализуется в конкретных действиях рериховских организаций. В их числе называются: —
осознание преемственности в
Рериховском движении и защита
МЦР, неукоснительно исполняющего волю
С.Н. Рериха и
принявшего от Святослава Николаевича
наследие Рерихов и авторские
права на него; — соблюдение авторского права МЦР на имя Рерихов, соответствующую символику и утверждение его в правовом поле страны; — культурно-просветительская деятельность; — изучение жизни и деятельности Рерихов; — популяризация наследия; — создание условий для сотрудничества с учеными, работающими в контексте Живой Этики; — самообразование и самосовершенствование; — умение решать экономические вопросы; —
умение сотрудничать с другими
культурными и общественными
организациями и другими рериховскими
организациями в
постсоветском пространстве и за
рубежом.
Также в ответах респондентов неоднократно звучало, что рериховским организациям необходимо утвердиться в понимании своей задачи становления движения как культурообразующей силы. В числе наиболее актуальных была названа задача наведения порядка в самом движении. Во многом это представлялось как объединение созидательных сил Рериховского движения. Каковы возможности и пути оздоровления Рериховского движения? Прежде всего, это отделение от разрушительных сил в движении и утверждение в общественном мнении понимания того, что эти силы не могут представлять Рериховское движение, так как ими не выполняются равно как заветы Рерихов, так и основные положения Живой Этики, являющиеся концептуальной основой движения. Те, кто вопреки воле С.Н. Рериха участвуют в борьбе за наследие, переданное в МЦР, потворствуют клевете на Рерихов и созданный С.Н. Рерихом Центр-Музей, те, кто профанирует идеи Рерихов и использует их имя в корыстных целях, не могут причислять себя к Рериховскому движению. И, напротив, в общественном мнении должно прочно утвердиться понимание того, что именно Центр-Музей, созданный С.Н. Рерихом, является средоточием Рериховского движения, именно ему принадлежат авторские права на имя и символику, разработанные Рерихами, и все те организации, которые консолидируются вокруг него, и есть собственно Рериховское движение. Противостоять разрушительным действиям организаций и лиц, подтачивающим Рериховское движение изнутри, можно лишь объединением здоровых творческих сил и осуществлением творческого сотрудничества между рериховскими организациями. Необходима живая и действенная взаимосвязь рериховских организаций и Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Как один из путей оздоровления Рериховского движения респондентами было названо завоевание информационного пространства. Было высказано мнение о том, что серьезный вклад в оздоровление Рериховского движения может внести система лицензирования культурно-просветительской деятельности, которая поможет избежать профанации идей Рерихов. Это очень знаменательный пункт, так как многие рериховские организации претендуют на культурно-просветительскую деятельность, будучи далекими от истинной культуры. В числе путей оздоровления Рериховского движения назывались самовоспитание, воплощение Учения Живой Этики в жизнь, расширение сознания. О роли МЦР в Рериховском движении респонденты писали очень лаконично. Было неоднократно отмечено, что Центр-Музей — это средоточие и фокус движения. Многим хотелось бы видеть в лице МЦР координирующую силу Рериховского движения. Есть ответы, которые свидетельствуют, что МЦР — это та организация, которая сохраняет, развивает и популяризирует наследие, и это основная задача Центра-Музея. Но тем не менее МЦР обязательно присутствует в ответах многих рериховских организаций, когда идет речь об их деятельности на местах, и в числе задач рериховских организаций на местах называется защита МЦР, осуществление программ МЦР и Международного Совета рериховских организаций, оказание помощи МЦР.
Как рериховские организации осознают свою роль в современном Рериховском движении? Очень многие отвечали на этот вопрос, перечисляя свои конкретные программы и местные мероприятия, а помыслить о себе в поле движения в целом мало кто смог. Признавая роль МЦР, многие организации не видят необходимости деятельного сотрудничества со своей стороны. Был лишь один ответ, в котором говорилось, что данная организация осознает свою роль — быть надежным звеном в цепи организаций, сотрудничающих с МЦР. Но, к сожалению, подобное осознание монолита сотрудничества очень редко встречается в ответах с мест. Также в числе интересных ответов на этот вопрос можно назвать ответственность рериховской организации за обстановку в городе и регионе, связанную с именем и наследием Рерихов. Это действительно очень многообещающее мнение, потому что в нем выражается стремление упреждать все клеветнические выпады против Рерихов своей деятельностью и будированием информационного пространства, как было сказано в докладе Д. Озолса: "Надо ухаживать за информационным пространством". К сожалению, было много ответов не по теме вопроса. Как свидетельствует проведенный опрос, самоосознание Рериховского движения и осознание себя как части целого — еще не развито в достаточной мере для того, чтобы выступать в роли культурообразующей силы. Но хотелось бы закончить фразой, которая встретилась в одном из ответов на вопрос — что есть Рериховское движение? Автор сказал, что в движении много недостатков и проблем, но завершил свой ответ так: "Все можно повернуть во благо, главное успеть". «Все большие дела слагались не толпами, но отдельными сильными личностями, и время отберет их. Много позванных, но мало избранных». /Елена Рерих, 17.12.30/ |
||