К.А. Молчанова
председатель Эстонского общества Рерихов,
Таллинн
Ушедший в историю XX век был эпохой обогащения сознания людей новыми идеями. В жизнь человечества вошло Знамя Мира — Знамя Культуры — Знамя созидательного труда. Это Знамя принесла нам Великая Семья - Четверо под именем РЕРИХ. На Планете началось целое движение во имя Культуры.
Рерих принес и новое осмысление самого понятия Культуры. Это, прежде всего, развитие внутренней культуры каждого человека. И мы знаем, что ведущей идеей Учения Живой Этики является самоусовершенствование человека, накопление благородства.
Вот это движение во имя Культуры с признанием иерархической миссии Четырех и есть Рериховское движение.
Как известно, необходимостью эволюции было вызвано внимание Высшего Мира к России. Сложившаяся в первой четверти XX века ситуация на Планете вынуждала Высший Мир направить своих Посланцев сначала в совершенно другую часть света — в Америку.
Осенью 1919 года вся семья Н.К.Рериха прибыла в Лондон, а через год они были уже в США. В Лондоне весной 1920 года, а именно 24 марта, ими была начата запись Учения Живой Этики, которая предваряется словами: "В Новую Россию Моя первая весть". В Лондоне также Николай Константинович искал для себя переписчика на машинке и нашел в одном издательстве рижанина и теософа В.А. Шибаева, который впоследствии стал секретарем института "Урусвати".
А.В. Шибаеву Рерих поручил вернуться в Ригу и собрать группу друзей под названием "Ложа Мастера М." по примеру теософской ложи. Елена Ивановна и Николай Константинович стали первыми членами Ложи и платили членские взносы. Главным условием участия в Ложе было воплощение каждым ее членом этических принципов в своей жизни.
Так, первое рериховское общество на Планете родилось в Риге и называлось "Ложа Мастера М.". Десять лет спустя Ложа была переименована в Латвийское общество друзей Музея Рериха в Нью-Йорке, а сам этот музей был основан 17 ноября 1923 года.
После того, как Рерихи уехали из Лондона в 1920 году, Николай Константинович начал переписываться с Шибаевым и написал в Ригу, что человечеству будет дан ПУТЬ НОВЫЙ в пределах России1.
В Америке по Указанию Мастера М. Рерих начал организацию просветительных учреждений. Это были: Институт объединенных искусств, объединение художников "Cor Ardens" (Пылающее сердце), Международный центр "Corоnа Мundi" (Венец Мира) для сотрудничества деятелей науки и искусства разных стран. Возник музей его имени. Стали появляться общества друзей Музея Рериха в самом Нью-Йорке, в странах Южной Америки, в Европе, Азии, Австралии, Африке. Со временем возникла и идея Всемирной Лиги Культуры.
Когда в 1929 году был юридически разработан Пакт Рериха и предложена символика Знамени Мира, во всем мире уже действовало около 90 разных обществ имени Рериха2. Все они назывались ветвями Общества друзей Музея Рериха в Нью-Йорке. Все эти общества в разных странах и разных частях света избирали Николая Константиновича своим Почетным президентом.
В Бельгии возник Международный союз Пакта, во Франции — Комитет Пакта при Европейском центре Рериха в Париже. Стали проводиться международные конференции Пакта. В США Пакт поддерживали все женские клубы, которые объединяли почти четыре миллиона женщин.
В инициативные Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира в Прибалтике вошли выдающиеся деятели культуры Латвии, Литвы, Эстонии.
В силу политической ситуации в Европе все осталось на уровне подготовительной стадии, а в Америке в 1935 году Пакт был ратифицирован латиноамериканскими странами вместе с Соединенными Штатами.
Неповторимый размах деятельности Рерихов в США отзвучал и пробудил симпатии во всем мире. Эта работа была, прежде всего, полезна общей культуре самой Америки и не должна быть забыта в ее истории.
Однако тогда же в 1935 году в Нью-Йорке произошло дикое гангстерское предательство всей этой широкомасштабной дея¬тельности.
С того времени главной опорой в международном сотрудничестве Рерихов стало Латвийское общество Рериха. В 1937 году оно организовало международный конгресс Прибалтийских обществ Рериха, посвященный пятидесятилетию научной, художественной и общественной деятельности Н.К. Рериха. Сам Николай Константинович в торжествах не участвовал, оставался в Кулу, а все приветствия и обращения к нему шли со всего мира в Ригу. Они опубликованы Латвийским обществом в так называемой "Золотой Книге".
Когда в 1926 году Рерихи побывали на родине, в России, их миссия непосредственно в России не была принята. Поэтому со временем их внимание полностью сосредоточилось на Прибалтике. Появление преданных людей именно на прилегающих к России территориях подтверждает намерения Высшего Мира о неоспоримом строительстве новой ступени эволюции через Россию.
Латвия дала целую национальную организацию самоотверженно преданных людей и издание ими книг Учения Живой Этики, а в Эстонии навсегда запечатлелось яркое явление одного преданного человека угро-финских и русских корней — Павла Федоровича Беликова.
В тридцатые годы в Эстонии возникали и исчезали разные группы последователей идей Рериха. В основном они были из теософских и антропософских кругов. Тем не менее под непосредственным влиянием членов Латвийского общества Рериха в Эстонии в декабре 1938 года произошло официальное становление Эстонского общества Рериха. Состоялось учредительное собрание, протокол был переведен на русский язык и отправлен Николаю Константиновичу. Общество не зарегистрировалось, и под влиянием политических событий второй мировой войны оно распалось.
Следующим этапом строительства было усиление магнитов непосредственно в России. Это: приезд Юрия Николаевича в Москву в 1957 году на постоянную работу и Святослава Николаевича с выставкой в 1960 году, сотрудничество Павла Федоровича Беликова с ними. После смерти Ю.Н. Рериха 21 мая 1960 г. П.Ф. Беликов в Эстонии был до конца своей жизни неофициальным Международным центром Рерихов. К нему протянулись нити связи из многих стран: Индии, США, Англии, Германии, Болгарии, Румынии и из разных концов Советского Союза. Обладая талантом философа и исследователя, Павел Федорович Беликов заложил основы научного рериховедения.
В это же время на историческую арену выходит Новосибирск в лице репатриировавшихся из Китая русских. В 1959 году из Харбина приехал Борис Николаевич Абрамов и его духовные ученики. Особенно активную деятельность в популяризации творчества Рерихов стала проявлять Наталия Дмитриевна Спирина. Вместе с молодым ученым из Института ядерной физики Е.П. Маточкиным они выступали со слайдпрограммами, организовывали вечера, выставки и тесно сотрудничали с П.Ф. Беликовым. После празднования столетия со дня рождения Н.К. Рериха и научной конференции в Академии художеств СССР в Москве они организовали в Новосибирске регулярные Рериховские чтения.
Далее на арену выходит Болгария. И выходит на сотрудничество на государственном уровне непосредственно со Святославом Николаевичем. В 1978 году праздновалось столетие независимости Болгарии. Святослав Николаевич был приглашен с персональной выставкой своих картин и картин отца. Их совместные выставки прошли в Софии, Русе, Грабове, Пловдиве, Варне, Бургасе и других городах. Святослав Николаевич был награжден государственными наградами, избран Почетным членом Академии художеств Софии, Почетным доктором Велико-Тырновского университета им. Кирилла и Мефодия. Тогда же в Болгарии была принята Национальная программа эстетического воспитания. И целый год был посвящен изучению творческого наследия Н.К. Рериха. Все это стало возможным только благодаря подвижнической деятельности Председателя Комитета культуры Людмилы Живковой, министра культуры, историка и философа. Святослав Николаевич подарил тогда часть своих картин для намечавшегося Центра Рерихов в Софии. Для этих целей был уже выделен и особняк. Однако вскоре Людмила Живкова ушла из жизни в расцвете лет. И хотя Святослав Николаевич снова был приглашен в Болгарию в 1982 году в связи с 1300-летием Болгарии и в конце того же года еще дважды ездил туда, обсуждал предстоящее сотрудничество с институтом "Урусвати", но эта работа так и не началась. Л. Живкова приезжала в Таллинн с неофициальным визитом для знаком¬ства с П.Ф. Беликовым, и Павел Федорович подарил ей оригинальное издание "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской в переводе Е.И. Рерих, которое Л. Живкова очень хотела иметь. Теперь в Болгарии успешно работает Национальное общество Рерихов.
Сам МЦР (в начале СФР) был создан в 1989 году. Накануне возродилось Латвийское общество Рериха. В это же время в распадающемся СССР стали наконец повсюду возникать рериховские общества.
В Эстонии молодое поколение национальных деятелей культуры, родившееся и выросшее в советское время, уже не знало ни Пакта Рериха и Знамени Мира, ни научно-художественного наследия всей Великой Семьи. Павла Федоровича Беликова уже не было в живых. Поэтому воссоздать и зарегистрировать Эстонское общество Рериха пришлось мне. Считаем свое общество духовным наследником П.Ф. Беликова.
Теперь остановимся на нашей общей болезненной проблеме.
Нет места на планете, где Культура была бы ненужной. Новая Эра — это Эпоха Культуры, ради которой мы живем и трудимся. Но, к сожалению, отношение к Культуре повсеместно остается поверхностным. Смешиваются понятия Культуры и цивилизации, а задача о внесении Культуры в каждодневную жизнь не воспринимается большинством как личная цель, личная ответственность за самосовершенствование, за совершенствование человеческих взаимоотношений, за сохранение природы и самой планеты. Увеличивается дистанция между интеллектом и сердцем. Елена Ивановна писала: "Можно годами изучать книги Учения, можно писать книги на темы, затронутые в Учении, и все же не вмещать основ"3. Абсолютизация разума, отрыв его от сердца болезненно сказывается в нашей среде. И прежде всего на отношении к ЧЕТЫРЕМ. Рерихов Четверо. Они были соединены Учителем в единую семью общим заданием, общим делом. Однако многие так называемые последователи разъединяют то, что было соединено Высшим Миром. Еще при жизни Святослава Николаевича находились любители указывать не только общественности и политикам, но и самому Святославу Николаевичу, что и как надо делать.
П.Ф. Беликов писал в Новосибирск в 1974 году: "Святослав Николаевич необыкновенный Человек. Нельзя забывать, что он Единственный из Четырех, который остался сейчас на нашем плане. Он один сейчас знает весь пройденный Путь и является Хранителем Камня " (письмо Е.П. Маточкину от 26. 12. 1974).
В духовной биографии Рерихов П.Ф. Беликов указывал также, что на Земле сожительствуют люди, далеко ушедшие в своем развитии, с людьми неизмеримо отсталыми. Шкала различных человеческих сознаний грандиозна по своему диапазону. В этом трагедия человечества и основная трудность Водительства. Эволюция земного человечества отстает от космической эволюции и протекает очень неравномерно. Но Космическое мировосприятие должно изменить человеческое мышление в корне, подобно одной капле нового вещества, введенного в сложный химический состав. Мировое обновление неизбежно.
Имя Рерихов повсюду становится магнитом. К нему потянулись не только созидательные силы, но и люди психически нездоровые. По определению Павла Федоровича, возникло "маньячное мессианство" — целый легион маньяков и шизофреников.
Человеческую природу нельзя изменить по принуждению. Она меняется лишь силой собственной воли и велением собственного разума. "Маньячное мессианство" характерно не только для России. Оно распространяется повсюду. Мистер Энтин, исполнительный директор нью-йоркского музея Николая Рериха считает себя создателем и руководителем Рериховского движения в России. Сейчас активизировался еще один новоявленный иерарх. Это В. Огустат — руководитель организации "Мир через Культуру". Святослава Николаевича он объявил "невинной жертвой одного московского частнособственнического фонда под громким названием Международный центр Рерихов". Восстановленная еще К. Кэмпбел-Стиббе "Corоnа Мundi" (но не в Америке, а в Европе, имеющая штаб-квартиру в Швейцарии) является смесью от Алисы Бейли с Агни Йогой. Такая же смесь присутствует в Обществе Агни Йоги при Музее Рериха в Нью-Йорке. Мистер Энтин подарил мне там книгу "Три замечательных женщины", а именно: Е.П. Блаватская, Е.И. Рерих и Алиса Бейли!
Картина грустная. Работают такие деятели не во имя Общего Блага, а во имя свое, ради иллюзии водительства и учительства. Они стремятся проникнуть в сердца легковерных и доверчивых и работают на разъединение.
А что же есть на Западе конструктивного? Немного. Можно назвать Италию — "Община по Живой Этике". Она существует уже 17 лет, Общество Агни Йоги в Израиле, Национальное общество Рерихов в Болгарии, в Германии "Мировая Спираль" и Общество Агни Йоги в Баварии, в Мексике "Комитет Знамени Мира" как неправительственная организация при ООН. Вот и все, что мне известно. И еще знаю, что не все умеют распознавать и правильно ориентироваться.
Так что нам сегодня предстоит мужественно продекларировать о том, что Ведущий Закон во Вселенной — Закон Иерархии, что Рерихов Четверо, что Святослав Николаевич продолжал общее дело всей Великой Семьи и является полномочным ее Представителем, что наше доверие к выбору Святослава Николаевича в лице Людмилы Васильевны Шапошниковой продолжить дело Великой Семьи безусловно. Поэтому мы заявляем, что участниками Рериховского движения могут считаться только те общества и лица, которые признают волю самих Рерихов в лице Святослава Николаевича.
Сейчас мы все живем в бурном потоке эволюционного переустройства мира. Указанный человечеству Путь Новый — это сознательная работа на Общее Благо, непреложность Общины Мира. И с этим новым образом Истины мы должны сжиться. "Не я, но мы, — вот в чем ключ к будущему преуспеянию!"4
Что же нам для этого делать, как строить свое будущее?
В современном мире, несомненно, преобладает авторитет науки. Очень почетно быть исследователем, ученым. Если мы являемся Рериховским движением, то должны ответственно стремиться к выполнению данного нам Высшего Плана — к строительству Общины Мира. Идеал такой Общины явлен на примере жизни Великой Семьи. Следовательно, наше звание Рериховское движение обязывает нас основательно изучать образ жизни Рерихов, их взаимоотношения, отношение к окружающим, воспитание в семье, как она строилась, методы работы, а также изучать все, связанное с именем Рериха. И не только изучать, но и претворять все это в своей каждодневной жизни подобно тому, как делал П.Ф. Беликов. Когда нужно было принимать какое-то решение, Павел Федорович задавал себе вопрос, как в этом случае действовали бы Они. Только такая целенаправленная работа дает научные знания и возможность отойти от дилетантства. Мы обязаны стать профессионально грамотными защитниками Имени и Наследия Рерихов.
Время суровое. Оно требует мужественного напряжения наших душевных сил. Защита Имени была и остается не только нашим долгом, но является формой участия в эволюционном развитии жизни. Н.К. Рерих был Вестником Новой Эры Эпохи Культуры и поднял на планете Знамя Культуры — Знамя Мира. Защищая Его Имя, мы охраняем Основы Бытия, мы защищаем Культуру. Именно к этому Елена Ивановна призывала всех сотрудников с самого начала. Ведь это большая честь и большая радость отстаивать Великое Имя и новые идеи.
Сегодня уместно и своевременно говорить о П.Ф. Беликове. Он был непоколебим в своих убеждениях. Его жизнь — показательный пример, как становиться профессиональным рериховедом, как грамотно и успешно защищать Великое Имя и Наследие. Этот Человек никогда не имел желания самовозвыситься. Благодаря глубине своих знаний и самоотверженности он сумел защитить творчество Рериха в то время, когда не допускалось никакого инакомыслия, показав пример его научного исследования. Он прошел сквозь фанатизм официальной идеологии и открыл новым поколениям доступ к творчеству и постижению мировоззрения Великой Семьи. Помимо этого ему пришлось еще сдерживать и нападки на творчество Рерихов со стороны людей амбициозных и психически нездоровых. Количество таких людей с больным воображением продолжает расти. Сколько в нашей среде набралось речистых умствующих! Поэтому мы собрались сегодня здесь, чтобы осмотреть доспехи друг друга и сплотиться в единую ударную силу.
1 Беликов П.Ф. Рерих. Опыт духовной биографии. Новосибирск, 1994, с. 209-210.
2. Рерих Н.К. Священный Дозор. Рига, 1992, с. 259-260.
3. Письма с гор. Минск, 2000, т. II, с. 80.
4. Рерих Е.И. Письма. М., 2002, т. IV, с. 143.